ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
- МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Руководство пользователя «Банк заданий» для учителей
Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ
Видеоинструкция для педагога и учеников по участию в диагностике функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности