Средства обучения и воспитания – это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие основные виды:
Наименование предметных кабинетов | Оснащенность оборудованием (%) | Примечания | |||
Учебно-методическое обеспечение | Лабораторное оборудование | Приборы | Технические средства обучения | ||
Кабинет математики № 146,147,148,150 | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет | ||
Кабинет химии № 335 | 100% | 100% | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет |
Кабинет физики № 331 | 100% | 100% | 100% | 70% | Подключен к сети Интернет |
Кабинет информатики № 354,355 | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет | ||
Кабинет биологии № 333 | 100% | 100% | 100% | 70% | Подключен к сети Интернет |
Кабинет географии № 204 | 100% | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет | |
Кабинет английского языка №302,303,341,342 | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет | ||
Кабинет английского языка №263,294 | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет | ||
Кабинет русского языка и литературы №245,247,249,250 | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет | ||
Кабинет истории №202,212 | 100% | 100% | подключен к сети Интернет | ||
Кабинет технологии (девочки) №345,142 | 100% | 100% | Подключен к сети Интернет | ||
Спортивные залы | 100% | 100%(спортивный инвентарь) | Подключен к сети Интернет |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПАРК МОБУ «ВОЛХОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №3 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА ЛУКЬЯНОВА» В 2024 – 2025 УЧЕБНОМ ГОДУ- 103 ШТ., В Т. Ч. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ — 84 ШТ.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Наименование показателя | Количественное значение показателя |
Количество посадочных мест в библиотеке | 30 |
Общее количество экземпляров учебно-методической литературы в библиотеке | 18219 |
Общее количество художественной литературы | 24047 |
Подключение к Интернет | Имеется |
Медиатека | 136 |
В ГИМНАЗИИ ИМЕЕТСЯ СТОЛОВАЯ ПЛОЩАДЬЮ 363 КВ.М. .В СООТВЕТСТВИИ С САНПИН. СОТРУДНИКИ СТОЛОВОЙ — КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОТНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ.
ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ: 505 ЧЕЛОВЕК
— ТОЛЬКО ГОРЯЧИЕ ЗАВТРАКИ: 248 ЧЕЛОВЕК;
— ТОЛЬКО ГОРЯЧИЕ ЗАВТРАКИ И ОБЕДЫ: 268 ЧЕЛОВЕК.
ОБЕСПЕЧЕНЫ ЛЬГОТНЫМ ПИТАНИЕМ:
ТОЛЬКО ГОРЯЧИЕ ЗАВТРАКИ: 0 ЧЕЛОВЕКА;
ТОЛЬКО ГОРЯЧИЕ ОБЕДЫ: 0 ЧЕЛОВЕК;
ЗАВТРАКИ И ОБЕДЫ: 270 ЧЕЛОВЕК.
В ГИМНАЗИИ ИМЕЕТСЯ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ (ЛИЦЕНЗИЯ), В КОТОРОМ РАБОТАЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ: ВРАЧ И ФЕЛЬДШЕР. ВСЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ГИМНАЗИИ ОБЕСПЕЧЕНЫ МЕДИЦИНСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ.
ГРАФИК РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА
1. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1) ОКАЗАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
2) ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ;
3) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ, ВНЕУЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ, РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КАНИКУЛ;
4) ПРОПАГАНДУ И ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА;
5) ОРГАНИЗАЦИЮ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ИМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ;
6) ПРОХОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ, В СВЯЗИ С ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ;
7) ПРОФИЛАКТИКУ И ЗАПРЕЩЕНИЕ КУРЕНИЯ ТАБАКА ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ, СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, ПИВА, НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ И ДРУГИХ ОДУРМАНИВАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ;
8) ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
9) ПРОФИЛАКТИКУ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
10) ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ;
11) ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
АНКЕТА И АКТ ПО ДОСТУПНОСТИ
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ
Приобретено компьютерное оборудование и передано в семью ребенка — инвалида на сумму 100 тыс. рублей.
Организовано с согласия родителей ребенка-инвалида дистанционное обучение по учебным предметам: информатике, по русскому и английскому языкам. Занимаются преподаватели-тьютеры Волховского и Гатчинского районов.
ГИА-9 ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- «Обучающийся с ОВЗ» – подтверждается заключением ПМПК (в котором написано: «относится к лицам с ОВЗ, нуждается в создании особых условий организации экзаменов»);
- Ребенок-инвалид, инвалид – подтверждается справкой МСЭ (федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы);
- Обучающийся на дому – подтверждается справкой ВКК, соответствующим приказом ОО.
4. Обучающиеся специальных ОО, в которых осуществляются лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении
Особенности организации и проведения ГИА -9 для отдельных категорий обучающихся
(Приказ МОН от 25.12.2013 № 1394)
Категория участников | Особенности организации и проведения экзаменов | Пункты Приказа |
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды | ГИА может проводиться в форме ГВЭ (по их желанию) | п. 7 |
Количество сдаваемых экзаменов сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике (по их желанию) | п. 4 | |
1 Обучающиеся с ОВЗ,2 Дети-инвалиды и инвалиды,3 Те, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении | Продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа (за исключением ОГЭ по иностранным языкам(раздел «Говорение»). | п. 29 |
Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут | ||
При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание обучающихся | ||
Во время проведения экзамена организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур | п. 34 | |
ОО оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений) | ||
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание | ||
ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме | ||
В процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей | ||
Слабослышащие обучающиеся | Аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования | |
Глухие и слабослышащие обучающиеся | Привлекается ассистент-сурдопереводчик | |
Глухие и слабослышащие, с тяжелыми нарушениями речи | ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме (по их желанию) | |
Слабовидящие обучающиеся | Экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере | |
В аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. | ||
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушен.двигательных функций верхних конечностей) | Письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением | |
Обучающиеся, имеющие медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК | Экзамен организуется на дому |
Создание доступной среды в образовательном пространстве школы
Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды.
…Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
…Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В этом учебном году в гимназии отсутствуют обучающиеся, нуждающиеся в специальных условиях для обеспечения беспрепятственного доступа в здания учреждения.
Информация о специальных условиях питания
В МОБУ «Волховская городская гимназия №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» организовано 2-х разовое горячее питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Питание организовано на основании ФЗ РФ № 277-ФЗ глава II статья 79 пункт 7
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В МОБУ «Волховская городская гимназия №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» в соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Основные направления охраны здоровья детей:
• оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в гимназии;
• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в гимназии;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.
В МОБУ «Волховская городская гимназия №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» установлены:
• тревожная кнопка для экстренных вызовов;
• автоматическая пожарная сигнализация;
• охранная сигнализация;
• система видеонаблюдения.
Основной формой профилактики детского травматизма в гимназии является инструктирование по технике безопасности учащихся. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и их родителями, о необходимости соблюдения правил поведения в гимназии с использованием наглядных пособий и требований к одежде и обуви обучающихся. Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях гимназии. Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам. Ежедневная уборка помещений гимназии для проведения занятий.
Расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время пребывания в гимназии, осуществляется в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти.
Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все работники гимназии ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.
В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
Отопление, вентиляция в гимназии функционируют в штатном режиме, что соответствует гигиеническим требованиям. Учебные помещения имеют боковое естественное освещение, искусственное освещение поддерживается светодиодными светильниками. Учебная мебель в классах соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, расстановка соответствует росто-возрастным особенностям обучающихся.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В этом учебном году в МОБУ «Волховская городская гимназия №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» отсутствуют обучающиеся из числа инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специально приспособленные информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети.
В гимназии возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Имеются средства: мультимедийные, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Учреждение имеет доступ к скоростному интернету. В гимназии имеется контент-фильтрация. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и учителей гимназии закрыт. Обучающиеся имеют возможность работать с Интернет на уроках информатики и в библиотеке в любое время с 8.30 ч. до 17.00 ч.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке и в компьютерном классе на 3 этаже.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно — коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы, и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МОБУ «Волховская городская гимназия №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— мультимедийные проекторы;
— интерактивные доски;
— компьютеры, ноутбуки;
— принтеры, сканеры.
В целях доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МОБУ «Волховская городская гимназия №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» в сети «Интернет» для слабовидящих
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)
ДОКУМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АНКЕТА И АКТ ПО ДОСТУПНОСТИ
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА») ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ
БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ В ГИМНАЗИЮ
ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И ИНВАЛИДОВ
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
- СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»